Создание ситуации успеха на уроках математики
Детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества…
В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.
В.А. Сухомлинский
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые успешные люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Желание повернуть педагогический процесс лицом к ребенку привело к гуманизации процесса обучения, личностно — развивающему обучению, а одной из основных задач реформирования системы образования стала задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся.
Но сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства, считает доктор педагогических наук И. Ф. Харламов, поможет ситуация успеха.
Этой же точки зрения придерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности. В школе ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Тема, связанная с созданием ситуации успеха, не могла не заинтересовать и меня.
Одним из способов решения этой проблемы для меня стало применение в работе различных интеллектуальных игр. Если в начале своей работы учителем я использовала игру лишь на занятиях математического кружка и при проведении внеклассных мероприятий по предмету, то теперь я очень часто ввожу игру в учебный процесс.
«Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…»
А.П. Чехов
Для моих учеников такой «бабочкой» становится игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Математические соревнования и игры являются своего рода контролем усвоения рассмотренного материала, а так же психологической подготовкой к будущим олимпиадам. Здоровое соперничество между несколькими более сильными учащимися в соревнованиях, нежелание уступить друг другу способствуют тому, что школьники читают больше дополнительной литературы, активнее участвуют во внеклассной работе. Я считаю, что данная модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. И если раньше частое проведение дидактических игр было затруднительно, из-за постоянной нехватки личного времени, то сейчас, благодаря компьютерным технологиям, появилась широкая возможность для их создания и режиссуры. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» ученика, его мышление. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Игровые формы я применяю и в основной, и в старшей школе, а также использую при проведении нетрадиционных уроков. Можно выделить следующие виды дидактических игр.
Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе, занимают 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это — разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и т. д.
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Игры-соревнования. Они включают в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
За последние годы я провела много игр, используя разные формы. Проведение игр математического содержания требует тщательного продумывания сюжета, содержания, подготовки раздаточного материала, оборудования и других организационных вопросов, но значение таких встреч недооценивать нельзя. Сценариев подобных мероприятий можно найти много и в методической литературе, и в других источниках, но вместе с тем всегда хочется подобрать какой-то особенно интересный, свой, с «изюминкой». Здесь существует огромный простор для фантазии.
Подробнее остановлюсь на проведении интеллектуальной игры «Своя игра», которая мне наиболее нравится. Эту игровую форму, особенно сейчас с использованием компьютерных презентаций, можно применить на различных этапах урока:
1) устный счёт;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка готовности учеников к уроку;
4) выявление пробелов и коррекция знаний учащихся;
5) урок – зачёт и т. д.
При проведении игры очень важна дисциплина, особенно, если игра проводится по командам. Сочетание всех элементов игры, основных направлений и их взаимодействие повышает организованность, эффективность, приводит к желаемому результату. Ценность данной игры в том, что в процессе проведения виден каждый ученик, имея возможность выбора вопроса определённого уровня сложности и из разных тем. И оценка за работу для него является определённым стимулом.
При организации «Своей игры» с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы:
1) цель игры, какие умения и навыки в области математики должны показать ученики в процессе её проведения, какие воспитательные цели преследуются;
2) какие дидактические материалы и пособия понадобятся;
3) как внести в игру творческие моменты, чтобы повысить интерес и активность учащихся;
4) как лучше подвести итоги (отметить лучших участников, недочёты, результаты усвоения знаний и т. д.).
Мои ученики особенно любят, когда мы проводим эту игру при подготовке к контрольной работе или на итоговом уроке. Зная, что им предстоит соревнования, они относятся к подготовке более ответственно.
Пять лет назад я и учитель математики МОУ СОШ №29 решили проводить ежегодные интеллектуальные турниры со своими классами, которые начали изучать предмет по программе Л. Г. Петерсон. Сейчас это сталь доброй традицией. Наши встречи переросли в соревнования, которые ученики ждут целый год, готовятся к ним. Так в седьмом классе, когда ребята начали изучать физику, мы провели интегрированную игру «математика-физика»; в восьмом классе – посвятили её квадратным уравнения, в девятом классе – интегрированную игру «А, где же математика?». Проведение математических игр дает учащимся не только возможность проявить свои талант, смекалку, мышление, оценить себя, но и почувствовать себя успешными.
С этого учебного года уже с учителем русского языка и литературы гимназии №24 Макаровой С.В. мы начали серию интегрированных уроков «русский язык и математика» для учеников 6-х классов. Первая игра прошла в стенах МОУ СОШ №42 ученики гимназии были гостями. Встреча прошла очень здорово. Ребята совершенно не ожидали, что между такими, на первый взгляд, разными предметами оказалось так много общего. Учащиеся, которые раньше не рисковали лишний раз ответить на математике, без страха решали интегрированные задания и показывали хорошие знания по русскому языку. Следующая встреча пройдёт в гимназии 24 в конце учебного года и будет посвящена литературе, но дети уже сейчас начали подготовку к ней, значит, проведение таких интегрированных уроков оказалось отличным стимулом в учёбе.
Хочу предложить вашему вниманию интегрированное мероприятие по природоведению и математике «Моя неповторимая планета», которое можно проводить в конце 5-го или в начале 6-го классов. Данная игра рассчитана на два урока, её можно проводить в одном классе, разделив учеников на команды, или в параллели. (см. приложение).